С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что дошколят называют «почемучками». Но самостоятельно ребенок еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги, родители. Наряду с ознакомлением с окружающим миром, где ребёнок может многое узнавать самостоятельно, наблюдая, играя, действуя с объектами, существует область знаний - человек, «близкое знакомство» с которым ребёнку трудно осуществить самостоятельно. Усвоение ребенком-дошкольником знаний о строении человека, его жизнедеятельности, о сохранении здоровья и его нарушении, будут сопутствовать лучшему его самопознанию, пониманию зависимости своей жизни от окружающей действительности, умения ориентироваться в ней. Именно эти знания позволяют ребенку осознанно включаться в процесс самовоспитания.
В связи этим, особое внимание в ФОП уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
• патриотизм;
• активная жизненная позиция;
• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
• уважение к традиционным ценностям.
Реализуем программу осуществляем через занятия, режимные моменты, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.
Используем следующие методические приемы:
• рассказы и беседы воспитателя;
• заучивание стихотворений;
• моделирование различных ситуаций;
• экскурсии;
• рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок;
• сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы;
• физкультурные занятия, подвижные игры; психогимнастика; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж, физкультминутки.
• художественное слово, детская книга - как важное средство воздействия на детей.
Можно выделить наши основные направления работы с детьми по формированию представлений о человеке.
1. Формирование представлений об организме человека, его функциональных возможностях.
2. Формирование представлений о здоровом образе жизни.
3. Развитие представлений о себе и других людях.
Таким образом, можно сказать, что формирование представлений о человеке осуществляется в нескольких направлениях, которые знакомят детей с различными аспектами представлений о человеке. Дети получают представления о себе, о строении тела, о росте, о различиях в поведении мальчиков и девочек; детям прививаются гигиенические навыки.
В процессе нашей работы по ознакомлению дошкольников с человеческим организмом решаются следующие задачи:
• сформировать у детей представление об окружающих людях;
• помочь ребенку создать целостное представление о своем теле;
• осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
• формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
• привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
• развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;
• ознакомить с правилами поведения на улице, в быту;
• научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;
• ознакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представления о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения).
• формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.
В усвоении материала о человеческом организме предпочтение отдаётся поисково-экспериментальным, продуктивным, игровым, проблемным методам, наблюдению за собой и за другими; практическим методам овладения навыками ухода за своим телом, которые позволяют детям самостоятельно улавливать общие закономерности процессов, происходящих в организме и понимать смысл гигиенических и здоровьесберегающих процедур.
Такое слияние видов деятельности помогает нам обеспечить познание своего организма, допускает осознание у детей уровня ответственности по отношению к своему здоровью, воспитывает потребность ведения здорового образа жизни, формирует предпосылки учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность ребенка в будущем.
Развитие представлений о себе складывается по двум основным компонентам:
• Я – индивидуален.
• Я – член коллектива.
Для того чтобы каждый ребенок ощутил себя личностью, уникальной и неповторимой, любимой и принимаемой другими людьми, мы направляем свои усилия на формирование более полных представлений ребенка о себе (своем физическом облике, имени, половой принадлежности, на развитие положительного отношения к себе, самоуважения, понимания своих переживаний и умения управлять ими.
Развитие представлений ребенка о себе как о члене коллектива начинается с приходом в детский сад. В нашей работе организуем праздники, дни рождения, различные мероприятия, характерные данной группе, из которых складываются свои «традиции». Это сплачивает детей, приводит к пониманию ими общности с другими.
Представление о мире человеческих отношений предполагает знание норм поведения в детском саду, на улице, дома, а также развитие способности к сопереживанию, сочувствию, доброжелательному отношению к другим. Дети получают знания о существующих профессиях, опираясь на собственный опыт. Дети проигрывают различные сюжеты, имитируют мимику и пантомимику людей, тем самым учатся понимать чувства других, сочувствовать, выражать свои эмоции.
Формируя представления о человеке, одновременно формируются нравственные представления. То есть, формирование представлений о человеке рассматривается в правильном отношения к людям, умении выразить свое мнение к тем или иным событиям, понимать ответственность человека за создание необходимых условий жизни для себя и других людей.
Так же формирование представлений о человеке является задачей патриотического воспитания, которое осуществляется через воспитание любви к родным, своей стране. Существует необходимость понимания у детей представлений о народах, живущих на Земле, в нашей стране, об их равенстве, так же формирование представлений о своем родном народе. Проводится воспитание ненасильственного отношения к людям, формирование чувства свободы, независимости, толерантности, умения жить и работать в сотрудничестве и согласии с другими людьми.
Таким образом, через понимание себя, своего организма, факторов, влияющих на сохранение и укрепление здоровья, постепенного осознания отношения к себе и окружающим людям формируем представления о человеке у дошкольников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий